На Садовой улице есть дом с невезучими…

На Садовой улице есть дом с невезучими барышнями. То один их обидит, то другой. То им носик отобьют, то губы накрасят насильственно, то слезы нарисуют. Конечно, барышни — это все лишь горельеф, но все равно нельзя же с ними так!
Полуофициально считается, что симпатичные женские головки на обоих фасадах дома 25 по улице Садовой (на углах с Мучным и Банковским переулками) — это реклама оптового магазина парфюмерного дома Ралле, арендующего тут помещения. В народе об этом доме ходит совсем другая легенда — мол, публичный дом там был на верхних этажах, а девочки туда зазывали. При этом про магазин Ралле говорит известный знаток петербургского модерна Борис Кириков, и у меня нет оснований ему не доверять. А фольклор дело такое — ради красного словца не пожалеет репутации бедных девиц.
А по-моему, что бы они там изначально не рекламировали, хоть бы и бордель, это просто красивые, разные и совершенно живые лица. Люблю их и всегда жалею до слез, когда в очередной раз портят.

Многократно перестраиваемый дом занимает весь квартал и стоит тут с конца XVIII века (некоторые источники называют более точную дату — 1798 год). Кто тогда строил — непонятно. Но это точно был стиль классицизм, который в те годы уже завоевал твердые позиции на улицах города и успел перейти из раннего в зрелый. У дома были и до сих пор кое-где остаются типичные классические черты. На изображениях середины XIX века видна и открытая аркада, явный признак тогдашних «универмагов».

Садовая улица за Невским проспектом была торговой, и зданий с открытыми галереями на ней строили много: Гостиный двор, Апраксин двор, ныне не существующий Ново-Александровский рынок на углу с Вознесенским проспектом (на его месте теперь конструктивистское здание Дома легкой промышленности), Никольский рынок. Ближе к концу XIX века архитектурно-торговая мода поменялась, и уличные променады под арками вдоль витрин больше не проектировали. Их заменили пассажами — внутренними галереями, где лавки располагались с обеих сторон.

Первый раз дом на Садовой, 25 изменяли в 1842 году, причем именно в области аркады: ее надстроили, чтобы размещать дополнительные лавки. В начале восьмидесятых годов XIX века аркаду застеклили, а в Мучном переулке сделали новый эклектический фасад.

В 1903 году в оборот взяли часть здания, выходящую на Банковский переулок и Садовую. Архитектор Григорий Люцедарский* был твердым приверженцем модерна, поэтому в оформлении углового цоколя появляется гранит, а на высоте примерно человеческого роста на фасаде — головки девушек, сделанных по нескольким лекалам. Кто был скульптором или хотя бы автором эскизов, к сожалению, неизвестно. Остается нежно любить творения неизвестного мастера и жалеть, что Люцедарский не обладал даром предвидения и не расставил барышень повыше.
В 1915 году часть здания ближе к Мучному надстроили, так что после всех этих переделок может показаться, что это несколько разных домов.

Коротко о торговом доме, чей магазин был в интересующем нас здании: это первое парфюмерное предприятие в России началось в 1843 году с маленького свечного заводика французского предпринимателя Альфонса Ралле. Лет через 15 оно уже разрослось, окрепло, и Ралле стал поставщиком духов, мыла и других душистых и косметических веществ ко двору российских императоров и еще шаху персидскому. Сырье, как у нас тут заведено, было импортное — ну не тот климат, чтобы лаванду и розы промышленно даже на широте Москвы растить, — а все рецепты и этапы производства наши. Если считать обрусевшего француза Ралле русским, конечно. Через некоторое время в предприятие вложился компаньон — владелец хрустального завода, и с тех пор с оригинальными флаконами у марки проблем не было.
Когда Ралле отошел от дел по состоянию здоровья, компанию продали с условием сохранения имени. В конце XIX века заместителем управляющего компанией стал наполовину француз Эдуард Бо. Лаборантом под его началом работал младший брат — Эрнест Бо, который в будущем сделает для торгового дома Шанель знаменитую «пятерку». Но это уже совсем другая история. Как и создание на основе фирмы Ралле советской парфюмерно-косметической фабрики «Свобода».

*Список построек Люцедарского заслуживает отдельного абзаца. Во-первых, он строил несколько корпусов психиатрической больницы в Удельной, которую потом назовут именем Скворцова-Степанова и вообще несколько лет проектировал медицинские учреждения. Затем из павильона Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде он смастерил Народный дом Императора Николая II в Александровском саду. Построил одну из оранжерей Ботанического сада, не самую главную. И перестраивал, перестраивал, перестраивал…

Фото, как обычно, от citywalls.ru

Оригинал записи опубликован в Telegram-канале «Байки из-под Вантового моста»